Я танцую парные танцы уже больше тридцати лет.
Начинал с бальных танцев, потом была сальса, потом бачата, зук, меренге, кизомба… и сейчас я влюбился в аргентинское танго.
И тут я вдруг задумался.
Чем отличается хороший партнер в любом парном танце от плохого?
Как партнерша определяет после танца — понравилось ей танцевать с данным партнером или нет?
По моему опыту — критерии выбора партнера ДО танца могут быть самые разные.
Начиная с внешнего вида и заканчивая предыдущим опытом танцевания с этим партнером.
А вот ПОСЛЕ танца — почти у всех партнерш критерии оценки почти совпадают.
Партнер оценивается — классно было с ним танцевать или так себе. Или вообще лучше с ним в пару больше не идти.
Сразу хочу сказать, что то, о чем я сейчас говорю — это именно социальные танцы на вечеринках, милонгах и прочих танцевальных мероприятиях.
Мои рассуждения в данном случае совершенно не применимы к урокам, занятиям, соревнованиям, шоу и прочим сценическим выступлениям.
То, что я скажу ниже может показаться крамольным или неприятным. Однако, это чувствует и делает любой хороший партнер. Даже если он не знает об этом.
Так что же нужно для того, чтобы быть хорошим партнером в танце?
В любом парном танце. Аргентинском танго, сальсе, бачате, кизомбе и прочих зуках и WCS…
Для этого нужно чтобы партнер делал три вещи:
1. Делал процесс, а не результат.
2. Был в разогнанном состоянии.
3. Думал о себе, а не о партнерше.
Я знаю, что третий пункт вызовет шквал эмоций и возражений. Однако, это так. и ниже я постараюсь объяснить подробно что я имею в виду и как это понимать.
Итак, подробно:
1. Процесс, а не результат.
Если в танце партнер хочет получить какой-то результат, неважно какой, любой:
Сделать сложную связку
Показать какой он умелый
Показать какая партнерша красивая
Встать в красивую позировку
Замереть для того, чтобы получилось фото
целей может быть очень много и они могут быть любые.
Так вот. Как только в танце появляется результат — процесс танца исчезает.
И партнерша это мгновенно чувствует.
Будет классная фотография, но не будет танца.
Будет сделана задуманная связка, но не будет танца.
Все вокруг ахнут от красоты позы… но не будет танца.
Потому что любой РЕЗУЛЬТАТ убивает ПРОЦЕСС.
А для того, чтобы быть классным партнером нужно провести с партнершей весь процесс танца.
Конечно, очень опытный партнер может попробовать совместить эти два несовместимые дела. И в процессе танца сработать на результат.
Например, замереть в позировке для фото.
Но это не значит, что партнерша этого не заметит! Она, конечно, это заметит!
Опытный партнер может обыграть нужный ему результат и превратить в процесс.
Например, показывать какой он умелый и заодно показывать окружающей публике какая у него красивая партнерша.
Но, опять же, партнерша это обязательно заметит. Это может ей понравиться, а может и НЕ понравиться.
Потому что в погоне за результатом даже очень опытный партнер может «забывать» о своей партнерше и это обязательно скажется на качестве внутреннего взаимодействия в паре. То есть танец будет превращен в шоу, в этом, конечно, есть свой кайф. Но на внутренние ощущения взаимодействия партнеров в танце это будет иметь разрушающее влияние. После такого танца партнерша может сказать: «Как мы здорово станцевали!». Ключевое слово в этой фразе — «мы». Не «МНЕ было приятно танцевать с этим партнером», а «МЫ смотрелись». И в этом как раз и есть разница.
Партнер владеющий ПРОЦЕССОМ танцевания всегда оставит свою партнершу под хорошим впечатлением. И, даже если это не очень умелый партнер, партнерша все равно захочет продолжить этот процесс.
2. Разогнанное состояние.
Мозг человека может находиться в разных состояниях в зависимости от окружающих условий, поставленных перед человеком задач и умения человека переключаться между этими состояниями.
Я не буду сейчас описывать все состояния мозга. Кто заинтересован, может легко найти все эти определения в интернете.
Меня сейчас интересуют два состояния, в которых может находиться мозг человека во время танца:
Режим решения задачи
и
Разогнанное состояние.
Большинство начинающих партнеров находятся во время танцевания в первом режиме.
Этот режим характеризуется тем, что в сложной ситуации, которой является процесс танца, мозг пытается найти наилучшие решения поставленных перед человеком задач.
Что происходит при этом?
Партнер вспоминает связки, которые он изучал на уроках.
Слушает музыку пытаясь совпасть своими движениями с заданным ритмом.
Управляет партнершей, которую неизвестно куда понесло в ее инерционном движении…
Смотрит как бы не столкнуться с другими парами (это если уже более-менее опытный танцор)
Да еще смотрит по сторонам какое впечатление он производит на окружающих…
В общем, в процессе решения задач мозг человека находится в перегруженном состоянии и о хорошем процессе танцевания можно забыть.
Потому что идет не процесс, а работа на результат.
Чем же характеризуется Разогнанное состояние мозга?
В разогнанном состоянии мозг человека находится в режиме Бей или Беги. В этом состоянии человек по сути не ДУМАЕТ, а просто ЗНАЕТ что нужно делать в данный конкретный момент времени.
То есть все выученные на уроках связки, все умения, навыки и опыт срабатывают одновременно! Хороший партнер не думает какую связку он будет танцевать. Он не думает какой рукой перехватить партнершу или какой ногой шагнуть. Хороший партнер в разогнанном состоянии просто слышит музыку, видит танцпол, чувствует партнершу и для него это все сливается в один непрерывный процесс. Процесс танца. И партнерша это, конечно, чувствует! И после такого процесса, даже если партнер безбожно шел не в музыку, даже если партнер «лажал» связки, даже если партнер просто танцевал только основное движение, после такого танца партнерша полюбому скажет «Вау!!!».
К сожалению, для того, чтобы войти в разогнанное состояние нужно либо иметь достаточно большой опыт танцевания, либо иметь хороший опыт в управлении состояниями своего мозга… Либо просто плюнуть на все и «понеслась душа в рай!!» — особенно хорошо это получается если достаточно выпить… или влюбиться….
Но даже опытные партнеры не всегда могут находиться в разогнанном состоянии. Периодически мозг выкидывает в свое нормальное состояние Решения задач. Чаще всего это происходит в моменты, когда что-то мешает процессу танцевания. Например, другая пара вторгается во внутренне пространство нашей пары или в незнакомой музыке происходит неожиданная смена ритма… Таких ситуаций на танцполе может быть много. Даже проходящий мимо пары фотограф может вызвать перебой в процессе танцевания… по себе знаю.
И вот тут самое важное: насколько быстро партнер сможет переключиться назад из режима Решения задач в Разогнанное состояние. И это как раз зависит только от умения партнера.
3. Мои ощущения в танце важнее ВСЕГО!!!
Казалось бы, самый спорный пункт, характеризующий хорошего партнера.
Однако, это так.
Вы спросите: «А как же партнерша?!».
И я отвечу.
О партнерше никто не забывал.
Сможет ли саксофонист сыграть мелодию без саксофона?
Сможет ли художник нарисовать картину без кисточки?
Сможет ли программист написать программу без компьютера?
Думаю, что нет.
Партнерша — обязательная, неотъемлемая и совершенно необходимая часть танца как и музыка, как пол под ногами.
У партнерши, конечно, тоже есть чувства и эмоции. Кто бы спорил!
И дело в том, что хороший партнер о них в танце не думает!
Как только партнер подумает о том, что чувствует сейчас в танце партнерша — так сразу он вывалится в режим Решения задач. То есть он будет оценивать сложившуюся ситуацию, смотреть на реакцию, мозг переключатся на решение возникшей мысли о чувствах партнерши, и, так как точного ответа на этот вопрос нет, то мозг начинает сбор дополнительной информации, сопоставления ее с имеющимися эталонами и опытом и, поэтому, партнер вываливается из танца в размышления.
А в танце думать нельзя. В танце нужно танцевать!
Свои же ощущения партнер чувствует безраздельно и сразу. Их не надо осмысливать. Свои ощущения овладевают партнером полностью и абсолютно.
Чувства партнера сразу передаются партнерше.
И при этом возникает синергия и взаимное усиление эмоций обоих танцующих.
То, что партнер должен думать только о своих ощущениях в танце совсем не означает, что он должен быть грубым или невнимательным к партнерше!
Только вот внимательность должна исходить из тактильных взаимодействий с реакцией партнерши, а не из раздумий что бы такого еще сделать, чтобы партнерша почувствовала мою заботу.
Эта внимательность исходит из самого процесса танца с партнершей, она тренируется на занятиях ДО того, как партнер уже танцует с партнершей в «боевых» условиях.
Если эти внимательность и забота раньше не вызубрены, не вбиты многочисленными повторами на тренировках, то никакая показушная внимательность во время танца не будет ощущаться органично. Показушная внимательность будет скорее издевкой по отношению к партнерше или, еще хуже, может быть даже опасной затеей, если движения не были отработаны и изучены заранее.
Так должен ли партнер думать о партнерше в танце?
Нет. Не должен думать! Хороший партнер должен с партнершей ТАНЦЕВАТЬ и получать от этого процесса ощущения. Даже неважно какие. Но свои. И эмоции от этих ощущений будут восприняты партнершей и возвращены обратным потоком взаимодействия и кайфа.