Почему мне из всех парных танцев больше всех нравится аргентинское танго?
Ответ простой.
Только аргентинское танго дает простор для совместного творчества вместе с партнершей.
Про бальные танцы я не говорю. Там синхронность и красота. Да. Вы скажете: «Ну как же, вот на балах как здорово партнеры с партнершами импровизируют!». Но дело в том, что эти импровизации сшиты из заученных связок и схем. Это как блочное жилищное строительство — из одинаковых блоков можно построить много разных панельных домов. И цвет и архитектура у них будут разные. Но блоки — одинаковые.
А как же социальные танцы — бачата, кизомба, сальса, зук и другие?…
Понятно, что импровизация и творчество в них тоже, конечно, есть.
Но импровизация и творчество в этих танцах разбиты на две части. Свою часть — связки, ведение, музыку — творит обычно партнер. А свою часть — красоту, плавность, украшения — творит партнерша. И по другому никак не может быть. Иначе это были бы не бачата и не кизомба.
Теперь про аргентинское танго.
На начальном этапе обучения кажется, что аргентинское танго — это тоже обычный социальный парный танец, как и остальные. Тоже партнер ведет, партнерша следует. Даже еще более строго партнерша должна слушаться партнера, чем в других танцах. Даже строже, чем в бальных танцах! Но это только сначала.
И вот, в какой-то момент перед тобой открывается целая вселенная аргентинского танго.
Этого не может себе представить ни один танцор бачаты или кизомбы.
Дело в том, что неожиданно ты понимаешь, что в аргентинском танго нет никаких рамок. За исключением кодигос. Но кодигос — это внешние рамки. Эти рамки не мешают, и даже наоборот, помогают! тому, что творится внутри пары. А вот внутри пары рамки исчезают. Совсем исчезают.
Внутри пары в аргентинском танго нет связок. Нет диктатуры партнера (сейчас поясню почему). Нет ритма (тоже дальше). Даже нет расстояния между партнерами. Есть только одно целое — ПАРА, которая танцует аргентинское танго.
Снаружи это может выглядеть совсем невзрачно. И это часто обманывает неискушенного зрителя. Думаю, не только со мной это было, что аргентинское танго воспринималось сначала как скучный и неинтересный танец. Тот, кто ищет эффекты — находит бальные танцы.
Мало того. До того момента, о котором я написал, что открывается вселенная аргентинского танго и ты начинаешь ощущать свободу творчества, может пройти очень много времени, занятого обучением. Некоторым из этого этапа обучения не удается вообще выйти очень и очень долго. И на этапе обучения аргентинское танго кажется сложным, заумным, тяжелым, жутко неудобным, совсем нескромным и, иногда, даже развратным. Всё это исчезает как только ты постигаешь дао аргентинского танго.
Внутри пары нет связок.
Для каждого (внимание! КАЖДОГО!!!) шага выполняются всего лишь четыре этапа. 1. Подготовка. 2. Контроль. 3. Действие. 4. Завершение.
И все. Больше нет ничего. Никаких правил куда, как, на какую длину и с какой скоростью шагать.
Все связки, которые разучиваются на этапе обучения — это ничто иное как подготовка партнера к возможным (внимание! именно возможным, а не обязательным) направлениям движения, куда он может повести партнершу. То есть партнер исполняет связки тем самым привыкая к направлениям, а партнерша привыкает к восприятию сигналов партнера. Как только партнер осваивает свои возможности, связки для него перестают существовать. Потому что он сам их создает! Но во время обучения шагам партнер еще обязан научиться взаимодействовать с партнершей. А для этого он должен усвоить этапы каждого шага.
Подготовка — обычно, сделать что-то предлагает партнер. Он выражает свое намерение шагнуть, например вперед. Или вбок. Или неважно куда. Главное, что он очень четко предлагает партнерше что-то сделать. Ииии… Партнерша может тоже предложить партнеру! Например, никуда не ходить! Или показать, что она хочет пойти совсем в другую сторону! В общем, на этапе подготовки партнеры показывают друг другу что они хотят делать дальше. На этапе обучения обычно партнершам «затыкают рот» и говорят, что они должны точно делать то, что показывает партнер. И это правильно! Иначе партнерша никогда не научится слышать то, что делается в паре. А без этого — танца не будет совсем, если партнерша с самого начала будет командовать. Кстати, на занятиях очень часто так и происходит, когда новенькие партнерши начинают «качать свои права», контролировать все, что делает партнер, или, еще хуже, делать по схеме то, что сказано преподавателем, вместо того, чтобы слушать то, что делает партнер.
Так вот. Когда ты понимаешь, что ты можешь просто показать партнерше куда идти и партнерша понимает это и ощущает, мы переходим на второй этап.
Контроль — он заключается в том, что партнер и партнерша проверяют как их подготовку понял визави. Если партнер предложил идти вперед, партнерша готова и согласна сделать шаг назад, она выносит ножку и партнер понимает, что его подготовка завершена и можно переходить к третьему этапу. Если же партнерша не готова или предлагает что-то свое, то партнер корректирует свое предложение или предлагает что-то другое или соглашается на предложение партнерши! И тогда уже партнерша контролирует насколько партнер готов выполнить ее предложение. Например, в параде партнерша остановилась, чтобы сделать украшение, партнер же предлагает двигаться вперед… но ждет пока партнерша закончит свое действие — третий этап.
Действие — это может быть шаг, ганчо, болео, мах, украшение или любое другое движение в паре. Главное, что оба к этому движению готовы благодаря первым двум этапам.
И, наконец,
Завершение — это окончание движения, контроль, что все прошло хорошо, проверка равновесия, постуры, объятия, оценка общей ситуации на танцполе чтобы решить что делать дальше — какое делать предложение на следующее действие-шаг. Кстати, болео это ни что иное как прерванный шаг партнерши, который партнер не дал завершить…
И эти четыре этапа проходит каждый шаг пары. Со стороны кажется — ну шагнули и шагнули. Хорошо что не упали и друг другу на ноги не наступили. В внутри — идет работа. Приятная творческая работа! И шаги плавно следуют друг за другом, каждый следующий шаг вытекает из предыдущего, и все эти этапы сливаются в единый творческий процесс создания танца.
Внутри пары аргентинского танго нет диктатуры партнера.
Как так?! Партнер же ведет! Ведь все преподаватели хором говорят — партнер ДОЛЖЕН управлять партнершей, а партнерша ДОЛЖНА слушать партнера. Да. Должен и должна. Правильно говорят. Но должен и должна только на занятии! Пока идет обучение, естественно, партнерша обязана! слушать партнера. Иначе ничему не научится ни партнерша, ни партнер. Но плох тот преподаватель аргентинского танго, который не обучает партнера также слушать и свою партнершу! И вот тут то мы и приходим к тому, что в реальном танце НЕТ одного ведущего и одной ведомой. Есть два равноправных человека, которые ощущают друг друга и делают одно совместное дело — танцуют танго. Просто один из них чаще предлагает, а второй чаще соглашается, что совсем не мешает им иногда меняться ролями. Причем, чем выше класс партнерши и партнера — тем чаще это случается! Когда танцуют два опытных тангеро — иногда вообще не понятно кто кого ведет. Это просто фейерверк шагов, ганчо, болео и прочих выкрутас. И еще. Я считаю, что плох тот партнер, который ни разу не танцевал в роли партнерши. Потому что только в роли ведомого — то есть соглашающегося со всеми предложениями — можно почувствовать и научиться слышать свою партнершу. Партнершам немного легче. Им не обязательно уметь вести партнера на шаг. Но управлять остановками в парадах и других украшениях они просто обязаны! Ну а про разные вкусные музыкальные паузы и про чувство ритма, которое задает партнерша в паре я вообще не говорю.
Внутри пары аргентинского танго нет ритма.
Внутри пары аргентинского танго есть дыхание. Всё. Это очень сложно объяснить. Это можно только ощутить. Где-то там, вне пары, играет музыка. Скрипки, контрабасы, барабаны… Ритм… Внутри пары — дыхание партнера. Оно может быть быстрым или медленным. Оно может быть с паузами и с ускорениями. Оно может быть любым. У каждого человека свое дыхание. Поэтому, когда ты встаешь в пару с другим партнером или партнершей дыхание становится другим. Не таким как раньше. Музыка — да. Это тот воздух, который наполняет легкие нашей пары. И каждый вдыхает этот воздух по своему.
Внутри пары аргентинского танго нет расстояния между партнерами.
Потому что его просто нет. Потому что пара аргентинского танго это одно целое. Это как шестеренки в часах — зазор между ними, конечно, есть. Но его нет.
И вот, собирая это все в одну кучку, я получаю огромную гору удовольствия от творчества в паре танцуя аргентинское танго.
_____________
ПС. Только не подумайте, что я не люблю другие танцы! Я обожаю и сальсу и бачату и даже кизомбу (хотя до нее я еще не очень дорос)
В каждом танце есть своя прелесть, чего нет в других танцах.