Аргентинское танго. Математика шага. Статика. Контроль пола
Цикл статей об аргентинском танго как я его вижу.
0.0 Предисловие
1.0 Математика шага
2.0 Статика
3.0 Динамика
Многие преподаватели утверждают на занятиях, что свободная нога партнерши должна касаться пола.
Как самое образное сравнение для этого приводилась возможность подложить под свободную ногу лист бумаги и двигать его по полу.
И вот тут то как раз огромная ОГРОМНАЯ ловушка, в которую попадают все новички-партнерши.
Дело в том, что касание касанию рознь.
По привычке, выработанной годами у многих касание ассоциируется с небольшим нажатием.
И вот, неопытная партнерша, которая еще не умеет (совсем не умеет!!!) работать со своим весом пытается выполнить требование преподавателя.
Так как касание с небольшим нажатием ногой пола приводит к перераспределению веса управление такой партнершей намного осложняется.
Перераспределение веса совсем незначительное, но вполне ВПОЛНЕ!! уловимое партнером.
Для партнера в Статике перенос даже совсем-совсем капельки на свободную ногу ощущается как резкое нажатие на тормоз у мчащегося автомобиля.
И дело не в том, что скорость движения пары при этом может быть нулевой.
А в том, что при переносе веса на свободную ногу партнерша
Первое: смещает свой центр тяжести.
Второе: движение свободной ноги замедляется или совсем останавливается, так как одновременно и нажать ногой в пол и двигать ею очень сложно и доступно только при очень большом опыте танцевания.
И вот эти два фактора тычка свободной ногой в пол заставляют партнера либо менять свои планы, либо в худшем случае спасать положение выводя пару из штопора в Динамике — при выходе Оси пары из Опорного треугольника.
Поэтому Контроль пола или, иначе говоря, Чувство пола — это очень важное качество партнерши.
Контроль пола свободной ногой должен быть таким, чтобы партнер ни в коем случае, ни при каких условиях этого не почувствовал.
При этом вынос ноги партнер должен ощущать в полной мере — и для этого свободная нога по возможности должна быть прямая, так как при выпрямлении ноги центр тяжести свободной ноги смещается максимально далеко от Оси партнерши и это позволяет почувствовать партнеру все движения свободной ноги партнерши наиболее надежно.
Возвращаясь к метафоре о движении листа бумаги под свободной ногой:
Почему-то почти никто из преподавателей не говорит при этом о том, что НАЖИМАТЬ на этот лист бумаги нельзя!
То есть двигать лист бумаги можно и нужно, но двигать так, чтобы при этом не давить на него, а лишь легонько задевать по верхней поверхности, словно смахивая с пола, а не вытирая въевшуюся в пол грязь тряпкой.
Вот эта разница и остается непонятой партнершами-новичками. А иногда и достаточно опытными тангерами.
Исходя из вышесказанного, во всех упражнениях, которые я описываю в Статике, партнерша ни в коем случае не должна дотрагиваться до пола свободной ногой.
Это, конечно, должно быть только в упражнениях!
В реальном танце касаться пола свободной ногой не только можно, но и нужно!
Но, привыкнув в упражнениях не дотрагиваться до пола, партнерша будет автоматически (выученно) делать это так, чтобы партнеру это было максимально понятно.
Для дополнительной отработки умения Контроля пола есть упражнение.
Это упражнение можно тренировать как с партнером, так и без партнера у угла стены или у станка.
Для выполнения этого упражнения потребуется вспомогательный Предмет.
Габариты предмета должны быть примерно 5х5х1см. У предмета должен быть небольшой вес.
Лучше всего для этих целей подходит пластиковая крышка от банок для заготовки продуктов.
Также, можно использовать спичечный коробок, пудреницу, косметическое зеркальце, сложенный несколько раз лист бумаги или что-то другое подходящее для занятия.
Исходное положение.
Встать на Базовую точку опорной ноги.
Опорная нога прямая.
Свободная нога прямая.
Свободная нога касается щиколоткой опорной ноги.
Каблук и носок свободной ноги максимально опущены вниз до ничтожной высоты.
Предмет находится прямо перед носком свободной ноги.
Условия выполнения упражнения.
Свободная нога не касается пола во время выполнения ВСЕГО упражнения.
При выполнении ронд свободная нога остается прямой.
Стопа при выполнении упражнения должна проходить над самым полом — не поднимается вверх.
Необходима твердая и неподвижная опора, за которую должна держаться партнерша, так как при выполнении упражнения требуется смещение центра тяжести.
Выполнение.
1. Вынести свободную ногу вперед, двигая Предмет носком ноги до тех пор, пока носок ноги не поднимется выше над Предметом.
2. Сдвинуть свободную ногу в сторону опорной ноги на ширину стопы.
3. Наклонить Ось партнерши сместив центр тяжести вперед так, чтобы каблук свободной ноги оказался сбоку от Предмета.
4. Вести свободную ногу вбок рондом, сдвигая Предмет каблуком до тех пор, пока каблук не поднимется на высоту Предмета. Одновременно выравнивать Ось партнерши до вертикали.
5. После проскальзывания Предмета под каблуком свободной ноги, продолжать ронд, подталкивая Предмет подошвой носка свободной ноги. В итоге, Предмет должен оказаться ровно сбоку от партнерши, под носком свободной ноги.
6. Наклонить Ось партнерши сместив центр тяжести вбок так, чтобы носок свободной ноги оказался за Предметом.
7. Подвести свободную ногу к опорной, одновременно выравнивая Ось партнерши до вертикального положения и пододвигая предмет носком свободной ноги так, чтобы он оказался ровно между ног.
8. Вывести свободную ногу на полстопы вперед так, чтобы Предмет оказался за каблуком свободной ноги.
9. Вынести свободную ногу назад, сдвигая предмет каблуком свободной ноги ровно назад.
10. Когда каблук поднимется над Предметом, продолжить вынос свободной ноги назад с одновременным сдвигом Предмета уже носком свободной ноги.
11. Сдвинуть свободную ногу в сторону опорной ноги на ширину стопы.
12. Наклонить Ось партнерши сместив центр тяжести назад так, чтобы носок свободной ноги оказался сбоку от Предмета.
13. Вести свободную ногу вбок рондом, сдвигая Предмет носком свободной ноги до тех пор, пока Предмет не окажется сбоку от партнерши. Одновременно выравнивать Ось партнерши до вертикали.
14. Наклонить Ось партнерши сместив центр тяжести вбок так, чтобы носок свободной ноги оказался за Предметом.
15. Подвести свободную ногу к опорной, одновременно выравнивая Ось партнерши до вертикального положения и пододвигая предмет носком свободной ноги так, чтобы он оказался ровно между ног.
16. Вернуть в исходное положение.
17. Сменить опорную ногу.
Данное упражнение помогает контролировать высоту свободной ноги над полом в зависимости от выноса ноги и степени наклона Оси партнерши.
Это же упражнение можно выполнять с различными вариациями:
Двигать Предмет сначала вбок, потом возвращать его спереди и сзади.
Согнуть опорную ногу, при этом регулировать вынос ноги можно не только наклоном Оси партнерши, но и степенью сгиба опорной ноги — чем ниже присяд, тем дальше выдвигается свободная нога.
После того, как это упражнение будет выполнено достаточное количество раз, поведение свободной ноги будет уже более предсказуемым и управляемым для партнера.
Выполнение данного упражнения подготавливает партнершу к динамическому движению.
Упражнение для свободной ноги в танго подразумевает вынос ноги вдоль пола без всякого напряжения. Это и достигается небольшим зазором между свободной ногой и полом. Допускается только легкое невесомое поглаживание пола носком свободной ноги исключительно для контроля своего положения и только тогда, когда упражнение с полным отрывом свободной ноги от пола выполняется уже стабильно.
Для контроля сложности данного упражнения можно выбрать Предмет нужной толщины. Чем меньше толщина Предмета, тем труднее его будет перемещать по полу не касаясь при этом пола свободной ногой. В пределе мы приходим как раз к листу бумаги или к подкладке под пивной бокал — для перфекционистов.
Следующая статья
2.4 Статика. Ось партнерши.